Этруски

Первые достоверные сведения об этрусках относятся к VIII в. до н. э. и подтверждаются историей торговых отношений с греками. В ходе Великой колонизации греки проявили интерес к богатой рудами земле этрусков, побережью Сардинии и Галлии. Значительные территории в глубине Италии были заселены этрусками. Они выступают как продолжатели культуры Виллановы с отпечатком восточных влияний.

От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры. Это остатки городов, обширные некрополи, отдельные строения, утварь, произведения изобразительного искусства и около 11 000 надписей.

Происхождение этрусков - одна из сложнейших и запутанных проблем истории. Одни этрускологи считают этрусский язык остатком доиндоевропейских языков древнейшего населения Средиземноморья и Передней Азии, в частности северокавказских. Другие относят этрусский к индоевропейским языкам и видят его близость к пеласгийскому или к хеттскому. Этнолингвистические исследования относят самоназвание этрусков - расены (Razenna) к скифо-иранским племенным наименованиям. Существует теория об анатолийском происхождении этрусков.

На материале античных источников и данных археологии следует принять, что в этногенезе этрусков приняли участие: древнейший элемент доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV - III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Черного и Каспийского морей во II тыс. до н. э.; в процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. Сюда же следует отнести и западно-средиземноморский элемент. С этрусками раннего, египетского периода связывают легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII - VII вв. до н. э,). Тит Ливии приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от при альпийских племен. Вероятно, проникновение мигрирующих северных племен на Апеннинский полуостров как носителей культуры Протовилланова, следует принять.

Этрусский алфавит имеет локальные варианты. По мнению большинства ученых, он произошел от западногреческого, поэтому надписи легко читаются, но лишь немногое в них понятно. Для исследования большим недостатком является однообразие надписей эпиграфики, немногочисленность пространных текстов. Обнаружение двуязычной этрусско-финикийской надписи в Пиргах не дало научных предпосылок для расшифровки. Знания о грамматике этрусского языка остаются фрагментарными. Малопродуктивна и теория, основанная на албанских параллелях. В результате длительных этнических и языковых смешений этрусский язык стал ностратическим, т. е. связанyым с другими дальним генетическим родством и содержит множество индоевропейских наслоений с большим количеством греческих заимствований. Идет изучение анатолийских компонентов.

С XVII в., в науке господствовало мнение об их восточном происхождении. В России начала XX в. его придерживался В. И. Модестов. Эта теория базировалась на рассказе Геродота о приходе тирренов из Лидии и на восточных мотивах в их культуре. В подтверждение тому приводят результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому репертуару этрусского языка.

В XVIII в. некоторые ученые, отождествляя этнонимы расенов и обитавших в Альпах ретов, объявили этрусков северными пришельцами. Это было поддержано в XIX в. Нибуром и Моммзеном, а в XX в.-германскими исследователями, которые придавали особое значение в истории нордическим народам. В настоящее время северная теория сошла на нет. В XIX - начале XX в. итальянские историки защищали теорию автохтонности этрусков. В основе ее лежало свидетельство Дионисия Галикарнасского. Но в современной науке стало преобладать представление М. Паллоттино о том, что этруски ниоткуда в "готовом" виде не приходили, а сложились как этнос в Италии из разнородных элементов - местных, а также пришлых, в том числе из Эгеиды - Балкан и Малой Азии. И это вполне соответствует характеру их сложного языка и культуры.

Точные пределы Этрурии определить не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно. В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложненного заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озера: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинс-кое, Сабатинское, Тразименское. Более половины территории страны было занято горами и холмами. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезенное в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. дон. э.). Основой процветания Этрурии было земледелие, которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зерна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы, впервые они начали возделывать культурный овес. Лен шел на шитье туник и плащей, корабельных парусов. Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение, дренаж, регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи, в районе Коды.

Приведенные факты высокого уровня агрономической культуры, окрашенные пережитками древней магии, свидетельствуют о большом вкладе этрусков в культуру Италии в древности.

В других областях деятельности, например, ремесле, этрусков также отличают высокий уровень и значительные результаты. В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железорудные запасы - все разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железо обработке. В некрополе Сан-Чербоне одна находка из меди была инкрустирована железными миниатюрными квадратиками - прием, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо еще было редким металлом для обработки - печи археологами выявлены в окрестностях Ветулонии, Волатерр, Популонии. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суессе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой отрасли этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды. При этом разностороннем состоянии металлообработки в Этрурии ощущался недостаток олова, серебра, золота. Даже готовые изделия, такие как бронзовые котлы и украшения были предметами ввоза. Внешняя торговля выявляла основные направления колонизации. В середине VIII в. до н. э. этруски обосновались в Кампании - Капуя и Калеса. В борьбе за торговые интересы преуспели и греки - на побережье Кампании, на о. Питекусса (Иския) обосновались халкидяне. Острое соперничество сопутствовало политике этрусков в торговле, они имели флот, и это способствовало оформлению пиратского характера торговли (на ранней стадии). Известны проявления интенсивной торговой экспансии этрусков в Эгейском бассейне, Сардинии и Сицилии. Ветулонская погребальная бронзовая модель корабля с фигурами животных VIII - VII вв. до н. э. несет в себе сардские черты. В Сардинии обнаружены предметы этрусской культуры, либо в подражание стилистике этрусского искусства: сосуды буккеро, бронзовые статуэтки, этрусские формы гробниц (типа гробниц Цере) и т. п. Археологическое изучение городов Греции, Малой Азии, Кипра обнаруживает большое количество предметов этрусского происхождения, керамики, металлических украшений и утвари. В погребальных наборах из Карфагена VII - VI вв. до н. э. найдены вазы буккеро. Керамика этого типа копирует архитектонику металлической посуды, имеет черный блестящий черепок и декорацию барельефами. Древнейшие этрусские гробницы содержат изделия египтизирующего стиля. Это материалы Цере, Тарквиний, Преместе, Ветулонии, Норбы. Среди вещей - стеклянные бусы, амулеты, скарабеи и т, д. Известны местные реплики из терракоты, В погребениях встречаются изделия из янтарных смол, подобных прибалтийским.

Интенсивная торговля прямо воздействовала на уровень судостроения. Этруски использовали не только лесные запасы Тиррении, но и массивы Лация, Умбрии. Из дерева делали кили "тирренских кораблей". Им была известна форма торгового корабля с двумя мачтами, чего не знал греческий торговый флот. Рассмотрение ремесел с точки зрения экономической целесообразности натолкнуло на вывод о развитой специализации ремесла у этрусков, о существовании ремесленных организации, именуемых римлянами коллегиями. Коллегии золотых дел мастеров и медников, плотников, гончаров. Упоминаемые римлянами ремесленные ассоциации инициированы царями этрусского происхождения с целью защиты от греческих ремесленников и организации труда свободных ремесленников. Ремеслу сопутствовала богиня Минерва, в храмах ей воздвигали пеллу (сакральное помещение).

В этот период развития этрусского общества политическую систему венчала верховная власть царя, которую он осуществлял с советом старейшин. Демократические элементы, в том числе институт народного собрания пока малоизучены. То же можно сказать и о терминологическом пласте. В силу малоизученности языка слабо реконструируется политический организм Этрурии. В общем смысле община следовала патриархальным нормам родового строя с известными атрибутами главы рода - царя, восседавшего на троне рядом с воинами, на вооружении которых был двойной топор. Наблюдается соединение атрибутов культа предков с новыми устоями царского управления. Вероятно, авторитет власти в данном случае имел прочную опору в родовых культах. Тот же процесс прюисходил в оформлении государственной религии: жречество оставалось прерогативой родовой аристократии (в Вейи с культом богини Ун и к ней был допущен только жрец из известного рода). Матриархальные родовые связи широко подтверждаются мемориальной эпиграфикой - надписями на надгробиях с указанием рода матери усопшего. Большая роль женщины в культах отводилась ей неслучайно - это доказательство того, как тесно была переплетена религия с повседневной жизнью, необходимостью освящать действия, предусматривать и предугадывать результаты труда ремесленников как залога благосостояния отдельных семей. Весь массив сохранившихся памятников-погребений демонстрирует процесс расслоения населения. Знатные роды хоронят в курганах с каменным основанием, обозначая на плите сложное составное имя сородича. Надгробные надписи незнатных членов общины имели простые личные имена.

Разбирая структуру общественного устройства этрусков этого периода, прежде всего необходимо отметить существование военной знати и старейшин, то есть особ высокого социального статуса. Римляне также сообщают о существовании у этрусков клиентелы: клиенты образовывали зависимый слой, рекрутировавшийся из свободных людей незнатных и разорившихся родов. Они попадали в кабальные условия существования и приобретали статус зависимых от знати. Среди низших слоев, вероятно, уже образовывались зависимые от землевладельцев сельские работники.

Важным этапом в развитии этрусского общества было складывание городской структуры, соответствующей уровню рабовладельческого общества, внешним признаком которой было высокое развитие градостроительства. Города имели мощный пояс укрепленных стен из каменных блоков, в поздний период четкое расположение кварталов в шахматном порядке и планировку улиц, пересекающихся под прямым углом. Аналог этрусским застройкам - город Миса (Мисна?) вблизи Болоньи (датируется VI - IV вв. до н. э.) имел центральное место - акрополь с храмовыми зданиями и перпендикулярно расположенными улицами. Мощные улицы были шириной до 10 - 15 м. Город обеспечивал стоки с помощью канализации, имелось водопроводное снабжение из глиняных труб. Храмовое строительство происходило грамотно, с учетом сейсмичности, на каменных фундаментах. Но использование необожженного кирпича и дерева при возведении стен практически не сохранило остатков для эффективного археологического изучения. Городской быт, основанный на развитом хозяйстве, с учетом дешевого труда рабов становился все более специализированным в какой-либо отрасли. Популония ориентировалась на добычу и обработку металлов, Клузий специализировался в сельскохозяйственном производстве, город Цере - на ремесле и торговле.

VII - V вв. до н. э. - время основания многих этрусских городов или распространения этрусского патроната на италийские города. Соперничество с греками в ходе освоения местных рынков Балканской Греции, малоазийских территорий привели к ведению военных действий в VI - V вв. до н. э. в районе Мессинского пролива (район Сицилии, Средней Италии и Корсики). Союзнические интересы обнаружили карфагеняне, боровшиеся с греками. С греками-фокейцами союзники провели морское сражение в 535 г. до н. э. у города Ллалия (о. Корсика) и победили их флот. Это дало этрускам возможность господствовать на благодатных торговых путях у Корсики, затем закрепиться в Лации и Кампании. К этому времени относится основание Капуи и проникновение на север Италии. Прочность временных союзов ради торговых интересов подкреплялась известным конфедеративным устройством, набравшим силу в VII и VI вв. до н. э. Этрусская конфедерация складывалась из двенадцати городов. Они были фактически независимы и составляли временное политическое объединение (лигу, союз). Кроме городов-суверенов были и города, не имевшие полной самостоятельности. Цере покровительствовал Альсии и Пиргам, а Вейи подчинила Сутрию и Непету.

Список членов двенадцатиградья по отрывочным данным реконструировать нельзя, но предположительно в нее были включены Ареций, Вейя, Ветулония, Валатеры, Вольсинии, Вольцы, Клузий, Кортона, Рузелль, Тарквинии. Эта версия касается собственно Этрурии. В результате колонизации были основаны районы Северной и Средней Италии, где были сформированы два поздних двенадцатиградья. Колонизация была проявлением внутренних процессов в этрусских общинах. Шел интенсивный процесс социального деления на рабовладельцев и обездоленные слои, на свободных и зависимых членов общин. Механизм эмиграции проявился в выбрасывании определенной части населения из общины, утраты ими имущества и привычных родовых связей. Именно социальные противоречия толкнули изгнанных на проведение захватнических экспедиций на материке и море, результатом чего и стало основание новых поселений севернее Апеннин и на западе Средней Италии. Проникновение было и в форме установления господства над местными племенами. Исторически важный пример тому - ситуация в раннем Риме, в Лации, куда докатилось колонизационное движение этрусков. Рим, имеющий дату основания 753 г. до н. э., пережил в VI в. до н. э. правление этрусских царей.

Римская легендарная традиция донесла имя Авкна, предводителя этрусских дружин, которым основаны города Мантуя и Фельзина (либо Фелуза, совр. Болонья). Перузинец Авкн, по преданию, вступил в конфликт с перузинцами, результатом чего и явилась экспедиция на север Италии, в Паданскую область. Здесь были основаны кастели, как форма, предшествующая оформлению городского центра крупного масштаба. Археологические данные уточняют время возникновения этрусских слоев в Фельзине - около 525 г. до н. э. При этом археология свидетельствует, что экспансия в Паданскую область носила длительный характер, а не была осуществлена в ходе одной экспедиции этрусков. Важность основания города объяснялась еще и выгодным положением у горных проходов в Этрурию, что сделало ее опорным пунктом для колонизации Паданской долины.

Уместно в освещении этрусского продвижения по Италии привести данные об упоминавшемся этрусском колониальном центре Миса (Мисна?), построенном по классическим требованиям этрусской архитектуры в VI - V вв. до н. э.: мощеные магистрали до 15 м, дома сродни помпеянским, но больше по размерам, В городе имелись водосточные канавы и дренажи. Фортификационные остатки - городская стена шириной 2 м на протяжении 60м составлена из крупных блоков. У холма устроен фонтан с бассейном. Археологическими исследованиями был затронут акрополь. Раскрыты фундаменты пяти храмов - святилищ, по этрусскому ритуалу имеющих вход с юга и ориентированных по частям света. В целом остатки Мисы являются примером планомерного градостроительства этрусков в последней четверти VI в. до н. э., в период расцвета этрусской культуры. Свидетельство тому - находка полихромных терракот, экземпляры кровельной черепицы, остатки храма с тремя целлами. Важную информацию дали раскопки могильника, где имеется 200 погребений. Характеристика погребального инвентаря дает картину преобладания керамического ассортимента, самого массового и надежного датирующего материала. Формы местной керамики аналогичны аттической посуде. В инвентаре присутствует греческая керамика, это коринфская посуда VI в. до н. э., чернофигурная и краснофигурная аттическая керамическая посуда. Здесь же зафиксирована серия изделий из слоновой кости, янтаря. Бронзовые изделия - посуда, канделябры с фигурками, зеркала - дают представление о бронзолитейщиках местного уровня. В районе храмов на холме археологическим исследованиям подвергнуты предметы явно магического назначения: статуэтки молящихся, изображения частей человеческого тела.

Религия обслуживала древнеэтрусское государство в его федеративном устройстве, обеспечивая внутреннее единство пантеона богов.

Религия этрусков хорошо изучена по эпиграфическим памятникам-надписям на ритуальных предметах, бронзовых зеркалах и стенописях этрусских гробниц; саркофаги и урны с рельефными изображениями воссоздают иконографию богов, конкретику религиозных представлений.

Во главе пантеона стоит Тин (греческий Зевс, римский Юпитер). Предание наделило его тремя пучками молний. В конце VI в. до н. э. на Капитолийском холме был воздвигнут храм Юпитера Капитолийского, который должен был отождествить образ Тина с Юпитером. Здесь же атрибуты посвящения еще двум богам - Уни и Менрве (Минерве). Индивидуальными чертами своих богов этруски наделили очень рано - в VIII в. до н. э. Этот факт относят к мощному воздействию греческих мифов, ритуалов, связанных с жизнью богов. Уни почитали в Волатеррах, Капуе, Плаценции, Кортоне, Перузии, Пиргах, в Вейях ей отдавали почести как главному божеству, по-видимому, за ней видели покровительство царской власти. Благодаря преемственности функций римских богов и этрусской триады можно утверждать, что Менрва - патронесса ремесла и искусства. Прежде этруски отождествляли ее с греческой Афиной. Была еще развитая сторона этрусских религиозных воззрений. Это культы, посвященные божествам природы - растительности и плодородия. Этимологически эти названия продублированы в римском круге: бог - Дионис - Вакх... Римский пантеон, несомненно, складывался под этрусским влиянием. В рассматриваемый период в Этрурии была распространена также гаруспицина - это ритуал гадания, комплекс научных законов своего времени, связанный с печенью жертвенных животных. Сейчас в этрускологии наиболее информативным антикварным объектом является бронзовая модель печени овцы из раскопок г. Пьяченцы. Модель поделена на две антагонистические части - благоприятную и враждебную, - соответственно подписанные солнцем и луной. В модели отмечена оборотная сторона с разделениями на сорок участков. Имена богов на бронзовой модели овечьей печени из Пьяченцы изображены в строгом научном порядке. Выше уже говорилось о триаде этрусских богов - на модели печени Тину, соответственно, отведено четыре участка. Здесь же по центру место для Уни. Связь главных божеств в триаде свидетельствует о коренном влиянии восточных религий на этрусские культы. Заимствование гаруспицины у восточных носителей культуры (возникло в Вавилоне) дополняет картину сложного взаимодействия мощной восточной культуры и этрусских культов. На бронзовой модели размещен участок для бога Фуфлунса, соответствовавшего Вакху - Дионису. Культ покровителей плодородия продолжается именами Фавна - Селванса с элементами очень раннего фаллического культа. На модели отмечен участок для почитания Мариса (Марса), причем как бога, покровительствующего произрастанию, и божества, воинственного в другом качестве.

Мифология этрусков включала древнейшие культы тотемного характера: добрых и злых демонов. Известны демон смерти Хару (Харун), Тухулха, демоническое божество Лаза со множеством неясных эпитетов. Возможно, Лаза были демонами, подобными римским ларам, покровителям дома и благополучия семьи. Существовали еще демонические духи - маны, добрые и злые. Религия освящала всю общественную жизнь этрусков, устройство которой является предметом длительного изучения этрускологов.

Археологическое изучение этрусских погребений выявило социальное расслоение населения. Низшие слои этрусков образовывали домашние рабы и пенесты - зависимые земледельцы. Античная традиция донесла сведения о том, что пенесты - аборигенное население Фессалии, обслуживающее земледельческую отрасль экономики, пенесты - коренное население, покоренное тирренами и, вполне вероятно, обложенное повинностями, однако не рабской зависимости. Некоторый материал по терминологии проясняет категории зависимого населения - этера, лаутни, видимо, лете. Этрусские слова слабо корреспондируются с высказываниями по этой проблеме у антиков. Отсутствие твердой письменной информации искупают материалы фресковых изображений гробниц. Рабы присутствуют в домах знатных родов. Возможно, эти рабы - пленные и выкупленные чужеземцы, представшие в погребальной стенописи слугами - музыкантами, танцовщиками. Представленные во фресках сюжеты позволяют предполагать существование ритуальных убийств рабов в ходе поединков и травлю их зверями. Такова фреска "Могилы авгуров" в Тарквиниях, где показана сцена травли. Принципиально и однозначно оценить характер рабовладения у этрусков пока не представляется возможным.

Над зависимым населением возвышалась военно-жреческая прослойка из древних родов. Она являлась влиятельной благодаря прочному экономическому фундаменту - крупному землевладению; основу могущества составляла также внешняя торговля, горнорудные отрасли. Установление у этрусков военной организации свободного населения позволяет говорить о наличии в общественной организации этрусков свободных ремесленников и земледельцев. Мелкая пластика из погребений послужила источником для установления того факта, что знать выступала верхом и на колесницах, простые воины - пехотинцами.

Этруски тесно контактировали с италийскими племенами и оказали огромное влияние на процесс политического формирования римского общества. История сохранила имена деятелей, причастных к финальному этапу формирования государственной системы римского государства. Известен в этой связи этрусский гражданин Сервий Туллий Мастарна. Религиозную систему для римлян разрабатывал сабинянин Нума Помпилий.

Процессы эти были длительными и сложными, Этрусское влияние обнаруживается в создании жреческих коллегий, требования в которых по вопросам дисциплины и внутреннего распорядка у римлян и этрусков были почти одинаковы. Некоторые из погребальных церемоний, письменные правила отправления культа, методы толкования знамений и т. д. несут черты сходства со своими аналогами в этрусской культуре.

Принципиально важным событием стало возведение римлянами храма Юпитера Капитолийского. Это произошло в период правления этрусских царей Тарквиниев (найденные во время археологических раскопок монеты с изображениями храма помогают представить внешний вид этого величественного сооружения). Следует иметь в виду, что Юпитер в пантеоне тогдашних богов сопутствовал Менрве и Уни - этрусским женским божествам, а кроме того, и сам Юпитер являлся поначалу также этрусским богом по имени Тин. Именно в этой своей этрусской ипостаси Юпитер и стал, как предполагается, патроном нового римского государства.

Внутри храма помещалась огромная статуя Юпитера, изготовленная из золота и пластинок слоновой кости. Авторство этого произведения, равно как и квадриги на храмовом фронтоне приписывают мастеру Булке из города Вей.

От этрусков была -заимствована также я церемония триумфа, которая первоначально являлась религиозным действом, повествующим о происхождении вождей и богов, и только позднее оказалась переосмыслена как праздник возвращения с военной добычей. Этруски осознавали важность возникновения нового государства и стремились поставить ему на службу весь авторитет своей старой религии.

Многие обычаи прочно вошли в римскую жизнь, так как имели общественную опору в лице проживающих в Риме этрусков, имевших общественный вес и после изгнания Тарквиниев. Упоминают об улице тусков (этрусков) в одном из районов Рима. При археологических раскопках неоднократно встречаются сосуды с этрусскими надписями и именами. Сенат, по свидетельству Цицерона, отправлял знатных молодых людей на учебу не только в Грецию, но также и в Этрурию.

Расцвет этрусских городов и их торговой и военной экспансии в Италии и на ближних островах падает на первую половину VI в. до н. э. Но с последней четверти VI столетия греки берут над ними верх. В 524 г. до н. э. они разбивают этрусков в Кампании, затем - в Лации, а в 474 г. до н. э.- в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н. э. изгоняется этрусская династия из Рима, слабеет этрусское влияние среди латинов и на севере, где на этрусские города обрушились кельты. Чем объяснить стремительное падение этрусской гегемонии в Италии? Во-первых, внутренней слабостью этрусских городов-государств: их подтачивали социальные противоречия. Во-вторых, непрочностью их союзов, соперничеством городов, не позволявшим создать надежный единый фронт против италиков, греков, потом - кельтов. Несмотря на утрату политического могущества, культурное влияние этрусков на север и центр Италии оставалось значительным до конца IV в. до н. э. Особенно оно ощущалось в Риме. В кругу римской знати был моден этрусский язык, большим признанием пользовалась "этрусская дисциплина", т. е. религиозно-мифологические представления и система гаданий и жертвоприношений, изложенные в священных книгах. В них говорилось о создании мира богом и жизни людей в течение 12 тыс. лет. В книгах содержались предписания о строительстве городов, зданий и организации земельного пространства, что было заимствовано римлянами.



Используются технологии uCoz