Античная (греко-римская) литература

Римская литература, как и художественная литература любого другого народа, была органической частью культуры средиземноморского общества, важнейшим направлением культурного творчества населявших его народов, выражающей в художественной форме особенности национальной жизни и народной психологии. С начальных периодов своего существования она находилась под сильным влиянием других литератур, особенно классической греческой и эллинистической. Процесс взаимодействия различных литератур продолжался и в период ранней Римской империи, что придало римской литературе средиземноморский, так сказать, античный характер, хотя доминирующую роль в ней играли собственно римско-италийские основы.

Заимствуя и перерабатывая различные художественные традиции населявших Империю народов, римская литература отражала господствующие общественные настроения, формировала новые мировоззренческие системы, выражала религиозные искания. Общественная и культурная жизнь такого сложного общества, как римское средиземноморское, на протяжении двух с половиной веков своего существования не стояла на месте и прошла несколько этапов, которые, естественно, получили отражение и в процессе литературного творчества. Его можно в целом разделить на три больших этапа, которые получили условное обозначение как золотой (время Августа, 44 г. до н. э.-14 г. н. э.), серебряный (правление династий Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. н. э.) и бронзовый век (II в.) римской литературы.

Правление Августа было временем формирования новых общественно-экономических и политических структур рождающегося имперского общества, мировоззренческих систем, новой имперской морали. Общество, пережившее страшную гражданскую войну, унесшую сотни тысяч жителей, потрясшую до основания прежний республиканский порядок, традиционную нравственность и мораль, нуждалось в новой системе культурных ценностей. Однако новое мышление должно было утверждать свои приоритеты в ожесточенных столкновениях с традиционной системой полисных ценностей. В напряженную борьбу старого с новым была вовлечена и римская литература. Август прекрасно понимал ее роль в становлении имперского режима, разработке и утверждении нового имперского мышления, проводил целенаправленную политику в области литературы. При этом он преследовал вполне определенную цель создания официальной, т. е. выражающей не столько интересы общества, сколько интересы существующего режима, литературы. Однако счастливой особенностью правления Августа было известное совпадение интересов широких слоев римского общества и правительства, благодаря чему создавалась благоприятная в целом идеологическая и психологическая атмосфера для интенсификации литературного творчества.

В правление Августа римская литература достигла своего высшего расцвета: были созданы шедевры всемирной литературы, обогатившие ее сокровищницу. Высший расцвет римской литературы связан с творчеством трех гигантов римской поэзии - Вергилия, Горация и Овидия, а также автора грандиозного исторического труда Тита Ливия, сумевших в своем творчестве наиболее адекватно выразить общественные настроения и искания своей сложной переходной эпохи. Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.), уроженец Северной Италии, сын мелкого землевладельца, смог получить хорошее образование, был замечен одним из приближенных Августа Цильнием Меценатом, получил от него в подарок приличное поместье и стал как бы официальным поэтом рождающегося принципата. Перу Вергилия принадлежат три главных произведения, прославивших его имя,- "Буколики" (42-39 гг. до н. э.), поэма о земледелии "Георгики" (37-30 гг. до н. э.) и историко-мифологическая поэма "Энеида" (29-19 гг. до н.э.). Все эти жанры были традиционными для римской и эллинистической поэзии, но Вергилию удалось в условной форме этих известных жанров через собственную систему художественных образов отразить наиболее жгучие искания и общественные настроения своего времени и создать бессмертные творения. В 9 небольших стихотворениях (эклогах), составляющих сборник "Буколики", Вергилий в период особенного ожесточения гражданской войны с высочайшей художественной силой сумел показать ценности мирной жизни, близкой природе, простых радостей дружбы и любви, скромных потребностей. В звоне мечей братоубийственных войн тихий голос поэта, прославляющего мир и добро, был услышан римской публикой, а молодой поэт сразу приобрел известность. В "Георгиках", где обильно рассеяны чисто технические советы, как вскапывать огород, удобрять землю и ухаживать за волами, Вергилию удалось показать красоту земледельческого труда, животворное единение человека и природы, их органическую слитность с такой художественной силой, что этот, на первый взгляд, чисто агрономический рифмованный трактат превратился в прекрасную поэму, наполненную высокой поэзией и глубоким философским смыслом.

Вершиной творчества Вергилия, а многие специалисты считают, что и всей римской поэзии, стала его поэма "Энеида". В "Энеиде" рассказывается о далекой римской древности. После гибели Трои один из троянских героев Эней бежит из Трои и ищет пристанища в какой-либо области Средиземноморья. Он испытывает множество приключений во время своих скитаний. Боги, покровительствующие Энею, в конце концов приводят его в Лаций, где он совершает множество подвигов, завоевывает уважение и симпатии латинских и италийских племен. Царь местного племени Латин выдает замуж за Энея свою дочь Лавинию. Эней основывает город Альбу-Лонгу как столицу нового царства. У него рождается сын Асканий, или Юл, потомками которого стали Ромул и Рем, а затем и римский род Юлиев, к которому принадлежали диктатор Юлий Цезарь и покровитель Вергилия Октавиан Август. Хотя непосредственное содержание поэмы относится к далекой эпохе и кажется совершенно антикварным разысканием, "Энеида" оказалась одним из самых злободневных произведений римской литературы, а ее идейная направленность и эмоциональное наполнение стали непосредственным выражением обостренных общественных настроений своей эпохи. Отметим лишь несколько самых главных идей Вергилия. В бурную эпоху кровопролитных войн, крайнего ожесточения человеческих отношений, общего упадка нравов, культа силы, богатства и власти Вергилий вывел Энея как нового героя, свято выполняющего свои человеческие обязанности, благоговейно почитающего богов, ведущего чистую, трудолюбивую жизнь, храброго в сражениях, высшей ценностью считающего святыни семьи, своих близких, своей родины. Вергилий в образе Энея развивает греческую традицию образа героя, как связующего звена между миром богов и миром людей, которое объединяет и тех и других в единый упорядоченный космос. Поэма Вергилия стала гимном цивилизации как особому образу жизни, олицетворяемому его главным героем, который он приносит в Лаций, а его потомки-римляне принесут всему Средиземноморью. Системой высокохудожественных образов Вергилий обосновывает центральную идею Августовского правления, а затем и всей Империи - идею провиденциальной всемирной миссии Рима, создания совершенного общества под властью Рима, подлинного золотого века.

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движения неба искусней Вычислят иль назовут восходящие звезды - не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно -В этом искусство твое! -налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных.

     Основные идейные установки "Энеиды" оказались очень близки общей направленности культурной политики Августа и, в сущности говоря, стали для всей ранней Империи своего рода идеологической программой. Вместе с тем глубокая религиозность Вергилия, его апелляция к общечеловеческим ценностям, вечным нормам морали оказались созвучны многим заповедям рождающегося христианства, что обусловило большую популярность поэта не только среди широких масс населения, но и среди членов христианских общин.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) был сыном вольноотпущенника, но именно он стал одним из самых известных певцов времени Августа и больше, чем кто-либо из других поэтов, способствовал формированию имперской этики, морали верноподданного нового режима. Неудивительно, что Гораций стал одним из любимых поэтов Августа, который щедро одаривал своего фаворита.

Перу Горация принадлежит несколько известных произведений: небольшой сборник стихотворений сатирического характера, эподов и сатир, четыре книги "Од", или "Песен", лирического характера, в которых автор выражает свое отношение к разным сторонам жизни и поведения человека, две книги "Посланий", или "Писем", более глубокого содержания, в которых автор затрагивал вопросы этики, проблемы эстетики, литературного творчества, и рассчитанные на образованную часть римской публики. Своего рода завершением творческой биографии Горация стала написанная им по заказу самого Августа "Песнь столетия" - величественный гимн римскому государству и римскому образу жизни, который был исполнен во время празднования одного из самых торжественных праздников Рима - "Столетних игр" в 17 г. до н.э. На первый взгляд, сборники небольших произведений Горация, посвященные мелким темам (поэт иронически называл их "пустяками" - "nugae"), представляли собой, так сказать, рядовое явление римской поэзии.

На самом же деле в стихах Горация в высокохудожественной форме была развенчана старая система выродившихся нравов, особенно проявившаяся во время братоубийственных гражданских войн, и провозглашалась новая система моральных ценностей, которую поэт связывал с рождением нового монархического порядка. Эта система предполагала частную жизнь человека с его маленькими радостями, честное выполнение им своих обязанностей, отказ от политической активности, которая теперь возлагается на императора, сосредоточение главного внимания на внутреннем мире человека. В сущности говоря, в произведениях Горация концепция поведения подданного имперского режима противостояла морали свободного гражданина как политически активного члена своего государства. Однако значение творчества и идей Горация далеко не исчерпывается лишь разработкой моральных норм нового имперского подданного. Тонкий и глубокий мыслитель, Гораций разрабатывает и обогащает некоторые общечеловеческие моральные ценности - доброжелательность, честность, милосердие, обращает преимущественное внимание на внутренний мир человека, а не на внешние блага, показывает ценность частной жизни, значимость каждого маленького человека, который оказывается зачастую более богатой и интересной личностью, чем какой-нибудь чванливый вельможа или разбогатевший выскочка. Эти нравственные ценности, выраженные к тому же в высокохудожественной, часто афористической форме, предопределили значимость поэзии Горация не только для его времени, но и для последующих столетий.

Сам Гораций осознавал пророческий характер своего поэтического дара и вообще любой глубокой, затрагивающей общечеловеческие ценности поэзии. Именно ему принадлежит своего рода поэтический манифест пророческой миссии поэта - знаменитый "Памятник":

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид:
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Нет, весь я не умру и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть,
доколь на Капитолий С безмолвной девою верховный ходит жрец.

Впоследствии по мотивам "Памятника" Горация в русской поэзии создали аналогичные "памятники" великие русские поэты Державин и Пушкин.

Иной была направленность поэзии и личная судьба третьего гиганта римской поэзии золотого века Публия Овидия Назона, младшего современника Вергилия и Горация (43 г. до н. э.- 18 г. н. э.). Овидий по рождению принадлежал к высокому всадническому сословию и вращался в высших кругах римского столичного общества. Одаренный огромным поэтическим талантом, Овидий отражал в своем творчестве настроения высшей знати, однако его основные идеи были несовместимы с главными направлениями внутренней политики Августа, и он был сослан на край римской ойкумены в городок Томы (современный румынский город Констанца) и последние десять лет своей жизни прожил в ссылке. Основной темой творчества Овидия была любовь как одно из важнейших проявлений человеческих взаимоотношении. Причем разработка этой проблемы в творчестве Овидия постоянно углублялась. Свою поэтическую деятельность молодой Овидий начал с описания вольных нравов высшего римского общества, предполагающих свободную любовь. Этой теме посвящены два поэтических сборника - "Элегии", или "Песни любви", и "Героиды" (письма известных из мифологии героинь своим возлюбленным). К этому же периоду относится его скандально знаменитый трактат "Искусство любви" - своего рода руководство, как добиться взаимности от предмета своей страсти, причем предусматриваются, кажется, все возможные варианты. Именно этот трактат вызвал особый гнев Августа, проводившего политику укрепления семейных устоев, и послужил основной причиной ссылки поэта.

Во второй период своего творчества более зрелый Овидий обращается к поэтической разработке более серьезных тем и публикует две большие историко-мифоло-гические поэмы "Метаморфозы" - поэтическое изложение основ греко-римской мифологии - и "Фасты" - описание всех римских мифологических празднеств в порядке римского календаря. Эти две огромные поэмы потребовали от поэта проведения трудоемкой научной работы по изучению необъятного материала греко-римской мифологии, и нужно подчеркнуть, что многие мифы и сказания, сохранившиеся до наших дней, известны как раз по этим поэмам Овидия. В своих поэмах Овидий начинает переосмысливать великое понятие любви. Он уже рассматривает ее не как легкомысленный адюльтер, как некое плотское наслаждение, секс, а как животворящую силу, соединяющую все живое, как органически присущую миру богов и миру героев связь, образующую единый космос, в котором человек и бог не противостоят друг другу, а объединяются друг с другом. В сущности говоря, эта идея была принципиально новой для античной поэзии и в определенной степени предвосхищала концепцию христианской любви. Ко времени ссылки относятся произведения иного характера-"Письма с Понта" и "Тристии", "Скорбные элегии", глубоко лиричные переживания опального и тоскующего по родине поэта, прекрасные образцы мировой лирики, высоко оцененные А.С. Пушкиным.

Из произведений прозаической литературы достойное место рядом с замечательными творениями Вергилия, Горация и Овидия занимает грандиозный исторический труд Тита Ливия (59 г. до н. э.- 17 г. н. э.) "От основания Рима" в 142 книгах. Ливии дал наиболее полное и систематическое изложение римской истории, начиная с легендарного Энея, и закончил событиями конца I в. до н э. По своим религиозно-философским взглядам Ливии близок Вергилию и в прозаической форме на материалах римской истории обосновывает провиденциальную роль Рима, благодетельную роль Римского государства для всех покоренных народов. Труд Ливия наполнен высокохудожественными рассказами о героических действиях предков римского народа, их скромных нравах, беззаветной верности своему городу, честной жизни, чувству справедливости. Написанное блестящим литературным языком, наполненное высокохудожественными рассказами о римской истории, проникнутое идеями римского патриотизма, историческое сочинение Тита Ливия стало одним из самых популярных трудов римской литературы, а в античной историографии стояло рядом с такими эпохальными произведениями, как "Истории" Геродота, Фукидида, Полибия, Тацита.

Творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия, развернувшееся в противоречивую переломную эпоху римской истории, эпоху гибели привычных республиканских институтов и рождения новых имперских порядков, отразило относительную ценность как традиционных, так и новых моральных норм. Отталкиваясь от них, они стали подходить к разработке некоторых общечеловеческих нравственных ценностей, и как таковые были восприняты литературной и философской мыслью последующих поколений. При Августе происходило формирование монархических порядков и основ имперской культуры, в то время как при династиях Юлиев - Клавдиев и Флавиев, захвативших весь I век императорской системы, ее основные институты достигли своей зрелости, утвердились в общественном сознании. Художественная литература как зеркало общественных настроений отражала многогранную жизнь Средиземноморского государства, функционирование его институтов.

В связи с повсеместным распространением грамотности роль литературы в общественной и культурной жизни возрастает, создается большое количество произведений различных жанров, становится модным пробовать свои силы в литературе. Однако количественное возрастание изданий сопровождается известным падением их качества. В многоводном потоке имперской литературы I-II вв. появляется меньше замечательных шедевров, подобных произведениям времени Августа. Вместе с тем в литературе I -II вв. проявляются особенности, которые придают ей новое качество. В I-II вв. все более набирает силу и занимает господствующие позиции официальная литература, ставящая своей целью не столько глубокое раскрытие общественных настроений, сколько прославление существующего режима и правящего императора либо непосредственно, либо через образы любимых тем или иным принцепсом мифологических героев. К официальной литературе относится большинство историко-мифологических поэм, авторы которых безуспешно пытались подражать великому Вергилию. Для придворной поэзии характерны вычурный манерный стиль, обилие литературных штампов, искусственный пафос, которые делали ее ходульной и холодной, хотя произведения ее отдельных представителей, например Стация Папиния (сборник "Сильвы") и Валерия Флакка (поэма "Ар-гонавтика"), не были лишены и свежести взгляда, и поэтического таланта.

Если в рамках официального направления римской литературы практически не было создано ничего значительного, то в кругах литературной оппозиции появились талантливые произведения, обогатившие римскую и мировую литературу. Заметными литературными явлениями стали небольшой сборник сатирических произведений Персия с резкой критикой пороков своего времени, поэма о гражданской войне между Цезарем и Помпеем "Фарсалия" Лукана, в которой поэт идеализирует последних борцов за Республику Помпея и Катона Младшего, противопоставляя их тирану Цезарю, одному из основателей монархического режима в Риме.

Особое значение в литературной жизни Империи приобрело творчество поэтов Марциала и Ювенала. Марк Валерий Марциал (42-104 гг.) родился в Испании, большую часть своей творческой жизни провел в Риме, но последние годы жил в Испании. Славу Мар-циалу принесли 12 книг "Эпиграмм". Каждая эпиграмма представляла собой маленькое, в несколько строк стихотворение, посвященное мимолетному явлению жизни - утреннему приветствию у патрона, обеду, наряду женщины, незадачливому любовнику, поэту-графоману, выселению бедняка из его каморки и т. д. Марциалу не свойственно резкое осуждение нравов общества, гневное бичевание пороков. В его эпиграммах преобладает остроумная незлая насмешка по поводу подмеченной жизненной ситуации, выраженная в метких афористических стихах. Отражая многообразный жизненный поток так, как он совершается на его глазах, Марциал в 1200 небольших стихотворениях дал довольно точную картину нравов, быта и жизни римского общества последней четверти I в. н. э. Известный в эллинистической и римской литературе жанр эпиграммы, ранее несколько вялый и неопределенный, был доведен Марциалом до классической формы. В другом поэтическом жанре работал Децим Юний Ювенал (середина I в.- около 127 г.), старший современник и друг Марциала. Ювеналу принадлежат 5 книг "Сатир", состоящих из 16 резко обличительных стихотворений, в которых целенаправленно и беспощадно бичуются пороки римского общества последней четверти I в.- первой четверти II в. н. э. По мнению Ювенала, пороки настолько захлестнули римское общество, что "трудно сатир не писать". Черпая материал из жизни своих современников, Ювенал вместе с тем прекрасно понимал, что затрагивать конкретные лица сатирическими стрелами опасно для самого автора, и он избрал более безопасный прием. В качестве мишени были избраны или умершие люди, или лица низкого социального положения. Это позволило ему развертывать обличительные картины нравов на примерах конкретных лиц без каких-либо ограничений. Основные темы сатир Ювенала - это не индивидуальные, а общественные пороки, т. е. его критика носила более глубокий, но вместе с тем и отвлеченный характер. Среди основных тем Ювенала -богачи и их погоня за деньгами, полная пороков и преступлений жизнь, развратное поведение дам высшего света, политический сервилизм и беспринципность римской знати, грубость и всесилие военной касты. Одним из объектов сатиры Ювенала стало бедственное положение лиц интеллигентных профессий в Риме - риторов и грамматиков, поэтов и адвокатов. В целом резкие обличения Ювенала направлены против верхних слоев римского общества, но их социальный аспект несколько смягчается тем, что, как правило, в центре каждой сатиры стоит конкретное лицо, при этом Ювенал не щадит и многих представителей низших слоев, например клиентов, вольноотпущенников. Эти особенности творческого метода Ювенала, смягчая социальную направленность социальной критики, вместе с тем выявляли общечеловеческие аспекты его обличений и могли иметь силу в других обществах и в другие времена. Наряду с высокими художественными достоинствами это обеспечило произведениям Ювенала долгую жизнь в мировой литературе, а его сатиры стали классическими образцами сатирического жанра в мировой поэзии.

Особенностью литературного процесса I -II вв. является повышение роли художественной прозы, появление первоклассных прозаических произведений, которые стали крупным явлением римской и мировой литературы. Среди этих произведений наиболее значительными были роман Петрония "Сатирикон", сборник различных писем Плиния Младшего, "Параллельные жизнеописания" Плутарха, приключенческий роман Апулея "Метаморфозы". К лучшим образцам художественной прозы относятся исторический труд Тацита и многообразное творчество Лукиана. В романах Петрония "Сатирикон" (время Нерона) и Апулея "Метаморфозы" (вторая половина II в.) в занимательной форме развернута блестящая картина нравов различных слоев римского общества как в самой Италии ("Сатирикон"), так и в провинциях ("Золотой осел"). Великолепный язык, тонкая ирония, блестящие образы главных героев (например, невежественного богатого нувориша Тримальхиона), приключенческий характер повествования не только свидетельствовали об известной зрелости романа как нового литературного жанра, но и создали из него классические образцы, которые вошли в сокровищницу мировой литературы.

Образцом прозаического малого жанра стал сборник из 10 книг, составленный из многочисленных писем, направленных крупным вельможей Плинием Младшим конкретным адресатам. Однако Плиний издал не подлинные письма, а их литературную обработку, превратив каждое письмо в небольшую миниатюру, посвященную описанию какого-либо одного сюжета, например деревенского досуга в летнее время, извержения вулкана Везувия в 79 г., обязанностей консуляра, хозяйственных занятий, конкретных дел по управлению провинцией Вифинией, где он был наместником. В целом же сборник писем Плиния весьма красочно отразил жизнь высшей знати на рубеже I-II вв.

Римскую средиземноморскую литературу невозможно представить без Плутарха, одного из самых плодовитых писателей античности. Плутарху принадлежит 227 произведений, из которых сохранилось свыше 150, и по степени своей популярности Плутарх не уступает лучшим представителям как греческой, так и латинской литературы. Большую часть своей долгой жизни Плутарх прожил в своем родном греческом городке Херонеи, хотя бывал в Риме, пользовался вниманием императоров Траяна и Адриана, на склоне лет был удостоен звания консуляра и назначен прокуратором провинции Ахайи. Таким образом, Плутарх был в курсе основных политических, культурных и философских проблем большого римского мира и отражал их в своих произведениях. Литературное наследие Плутарха можно разделить на две категории: серия трактатов на моральные темы, в том числе религии, философии, политики, литературы и музыки, и биографии. Особое значение в истории античной литературы имели его биографии, или "Параллельные жизнеописания". Они содержат 46 биографий выдающихся деятелей греческой и римской истории и объединены в пару (Демосфен и Цицерон, Александр Македонский и Юлий Цезарь, Тезей и Ромул и т. д.). Творческий метод Плутарха предполагает морально-художественный подход к характеристике героев. Автора мало интересуют битвы, даже самые крупные, политические акции или общественная деятельность его героев, а больше привлекают характер, личность, внутренние качества героя. В воспроизведении внутреннего мира своих героев Плутарх проявил эрудицию и большой художественный талант, который позволил представить описываемых им персонажей как интересных личностей даже в тех случаях, когда они терпели неудачи в битвах, политической деятельности, личной жизни. Художественно-моральный подход к деятельности исторических лиц обеспечил жизнеописаниям Плутарха беспрецедентную популярность как в его время, так и в последующие исторические эпохи вплоть до настоящего времени. В творчестве Плутарха биографический жанр античной литературы, восходящий к IV в. до н. э., достиг своих классических образцов. Одним из блестящих представителей римской средиземноморской культуры был Лукиан (120-180 гг.). Уже сама его скитальческая жизнь является своего рода образцом культурного синкретизма, столь характерного для ранней Римской империи.

Родившийся в сирийском городе Самосаты, в семье бедного ремесленника, Лукиан в молодые годы переселился в Ионию, сумел получить там прекрасное риторическое и философское образование, жил некоторое время в Риме, в Галлии, Афинах, занимал важную должность в канцелярии наместника Египта, выступал с публичными чтениями в греческих и малоазийских городах. Творчество Лукиана как бы впитало в себя самые различные литературные, философские и религиозные традиции огромной Империи, сделало из него подлинного представителя многонационального средиземноморского мира. Лукиан оставил внушительное литературное наследие, включающее свыше 80 различных произведений. Их большая часть представляет собой диалоги и памфлеты, основным содержанием которых является сатирическое и критическое описание различных религиозных течений, народных суеверий, философских и риторических школ.

В сущности говоря, Лукиан не отдает предпочтения какой-либо религиозной системе, философской школе, являясь принципиальным скептиком. Его позитивной программой является нехитрая мудрость: "Лучшая жизнь - это жизнь простых людей; она и самая разумная. Оставь нелепые исследования небесных светил, не ищи целей и причин и наплюй на сложные построения мудрецов. Считая это все пустым вздором, преследуй только одно: чтобы настоящее было удобно, все прочее минуй со смехом и не привязывайся ко всему прочно".

Абсолютный скептицизм Лукиана отражал нарастание кризисных явлений внутри римского общества, был своего рода литературной попыткой найти выход из возникающих противоречий через их гротескное осмеяние. Его беспощадная критика суеверий, ханжества, пустословия, ложной учености приобрела характер критики общечеловеческих пороков и обеспечила замечательным сатирам Лукиана огромную популярность в средние века и в новое время.

К выдающимся явлениям римской литературы относятся исторические труды Корнелия Тацита ("Диалог об ораторах", "История" в 4 книгах, "Анналы" в 16 книгах), в которых глубокий профессионализм историка-исследователя сочетается с высокими образцами литературного стиля, изящества и точности языка, драматургического построения сюжета. Тациту принадлежит самый древний в мировой литературе трактат "Германия". В нем подробно, точно и занимательно описан образ жизни, обычаи, социальные отношения древнейших германских племен. Трактат стал особо популярен в научной литературе. Таким образом, в многообразной, богатой литературе I-II вв. отразилась сложная и противоречивая жизнь римского средиземноморского общества, его материальное благополучие и падение нравов, общечеловеческие ценности и примитивный сословный эгоизм.



Используются технологии uCoz